Режиссеры из Великобритании, Польши, Германии и Франции не только познакомят студентов с европейскими театральными школами, но и вместе с будущими актерами создадут постановки, которые презентуют зрителям. В Харькове стартовал новый этап проекта «Театральное окно в Европу».
Результатом становятся совместные проекты
Программа «Театральное окно в Европу» стартовала в 2011 году. Ее цель – познакомить, прежде всего, студентов украинских театральных вузов с современным европейским театром, его течениями и школами. Погружение будущих актеров в другую театральную культуру происходит не через учебники, а на практических занятиях. За минувшие годы программа охватила несколько тысяч студентов, преподавателей театральных вузов и актеров в Харькове, Киеве, Львове, Днепре, Николаеве. В рамках программы мастер-классы проводили коуч-режиссеры из Грузии, Франции, Германии, Великобритании.
– Оказалось, что это уникальная и очень полезная вещь, – делится куратор программы, драматург, соучредитель Театра на Жуках Дмитрий Терновой. – Мы получили очень классный отзыв от студентов и преподавателей. Стало понятно, что это стимулирует наш театр быть более современным, дает возможность наладить отношения с европейскими театрами. Очень ценно, что в ходе программы студенты познакомились с европейскими режиссерами, а затем вместе с зарубежными партнерами запустили свои проекты.
В этом году благодаря поддержке Международного фонда помощи МИД Германии проект открыл новую страницу образовательной программы – «Театральные окна. Work in progress». Из-за ковидных ограничений проект будет локализован в Харькове и сконцентрирован на студентах театрального отделения Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского. Его суть в том, что с начинающими актерами будут работать режиссеры из Польши, Великобритании, Германии и Франции. Коучи не только проведут театральные мастер-классы и тренинги для студентов по своей методике, но и создадут блиц-постановки, которые будут презентованы зрителям.
– Это новый этап в развитии программы, который выведет нас на иной уровень, – говорит Дмитрий Терновой. – В течение 10-12-дней студенты под руководством европейских режиссеров создадут спектакли. Я считаю, что для молодежи это невероятный опыт: он позволит студентам не только ознакомиться с новыми для них практиками и погрузиться в разные театральные культуры, но и получить ценный опыт.
Студентам предстоит стать актерами-постановщиками
Программа состоит из четырех частей. 28-29 октября проект открыла режиссер и актриса из Великобритании Лана Биба – шведка с украинскими корнями, живет и работает в Великобритании. Выпускница курса выдающегося французского мима Марселя Марсо в Ecole International de Mimodrame (Париж) и Международной школы исполнительских искусств LISPA (Лондон). Работала с известными зарубежными театральными коллективами. Преподавала в Королевском театральном университете CSSD (Лондон), Стокгольмском университете искусств (Швеция), Драматической школе Мумбаи (Индия), Horse Trade Theatre Group (Нью-Йорк, США) и Cirque du Soleil (Монреаль, Канада).
Режиссер презентовала будущим актерам нюансы школы физического театра. Занятия прошли для студентов театрального отделения Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского. После двух мастер-классов Лана Биба поставит со студентами блиц-спектакль в духе физического театра Жака Лекока.
– Специфика театра школы Лекока – это постановка в сотрудничестве. Часто вообще без режиссера – постановка происходит группой актеров и креативной командой художников, композиторов, хореографов, которые вместе создают продукт в полной демократии,– рассказывает Лана Биба. – В профессиональных труппах может быть режиссер, он имеет свое видение, но при этом всегда сотрудничает с коллективом и во многом отталкивается от импровизации, личности людей. Поэтому у участников постановки создается ощущение – «продукт мой». Вторая особенность физического театра – динамическое использование пространства, декораций, объектов, костюмов и актеров. Актер является создателем и в процессе, и в результате. Его тело и голос являются всем: декорациями, костюмом, музыкой, звуковыми эффектами. Это жанр из системы Жака Лекока, которая называется «платформа»: пространство и время как бы сжимаются. Это именно то, над чем мы будем работать со студентами, и вся фишка в том, что они будут ставить сами. Это и есть ядро физического театра Лекока: актер является актером-постановщиком, и ребята будут погружены в процесс создания своих номеров.
Все активности программы будут максимально доступными
Следующий мастер-класс состоится в ноябре: польский режиссер представит школу Гротовского. В следующих частях проекта театральные режиссеры из Германии и Франции презентуют студентам школы инструментального актера и комедии дель арте.
– В феврале созданные в рамках проекта четыре блиц-спектакля work in progress объединят в один большой студенческий спектакль, который, с одной стороны, будет представлять разные европейские театральные школы, а с другой – продемонстрирует украинское осознание и восприятие этих школ, – отмечает Дмитрий Терновой.
Спектакль презентуют на одной из центральных сценических площадок города и будут транслировать онлайн. Организаторы также планируют показать видеозаписи работы европейских режиссеров над постановками, создать серию театральных видеоуроков, которые запишут вместе с коучами.