История одного из древнейших харьковских храмов, который был взорван советскими властями ради театра.
Харьков на протяжении нескольких веков славился своими церквями и соборами. Один из таких храмов — Мироносицкая церковь, которая существовала с конца XVII века и по 30-е годы XX века. У нее долгая и непростая история. Именно поэтому мы решили сосредоточиться на самых интересных исторических фактах, связанных с этой церковью.
Мироносицкая церковь считается одной из самых старых в Харькове. Ее возвели в 1781-1783 годах. Однако некоторые историки предполагают, что храм могли построить в конце XVII века. В те времена церковь была небольшой и деревянной, а покрытие сделано из гонта. Тем не менее, дальнейшая судьба храма остается неизвестной и только с 1781 года о нем сохранились сведения, которые эксперты считают достоверными.
Стоит отметить, что до 1771 года в Харькове не было отдельно отведенных кладбищ, а при каждом приходском храме было достаточно места для захоронения умерших людей. Однако с 1771 года указами священного Синода кладбища при приходских храмах закрыли и для них отвели места за чертой города. Их ограждали плетнями и окапывали рвами.
В 1780 году прихожане Троицкого, Николаевского и Успенского соборного приходов обратились к правителю Харьковского Наместничества генерал-майору Дмитрию Норову с просьбой. Они хотели построить на отведенном по Золочевской дороге удобном кладбищенском месте каменную церковь во имя святых Жен Мироносиц. Согласно библии, это женщины, которые пришли утром в первый день после субботы к Гробу воскресшего Иисуса Христа. Они принесли ароматы и благовония для умащения тела.
В итоге Дмитрий Норов передал просьбу прихожан о строительстве храма на рассмотрение Харьковского Духовного Правления. Просьбу рассмотрели, а 12 марта 1781 года была выдана грамота, согласно которой прихожане получили право построить на месте кладбища каменную церковь во имя святых Жен Мироносиц.
Уже 9 мая 1781 года храм был заложен, а само строительство проходило на пожертвования прихожан Успенской соборной и Николаевской церквей. Возведение Мироносицкого храма заняло порядка двух лет и 9 июня 1783 года его освятили. Это был каменный, однопрестольный и небольшой храм с тремя крепко сделанными дверьми. Отдельно от церкви на столбах возвели деревянную колокольню, на которую повесили четыре колокола.
На протяжении следующих 18 лет храм во имя Жен Мироносиц не имел своего отдельного самостоятельного причта, а богослужения в нем проводили священники Успенской соборной или Николаевской церквей. Иногда родственники захороненных людей на кладбище приглашали для проведения богослужений священников из других городских церквей.
При этом Мироносицкая церковь была достаточно снабжена церковной утварью и книгами, а это означало, что появление собственного священника — дело времени. Так и произошло, когда 2 сентября 1800 года для совершения богослужений в этом храме определили священника Покровского собора Емельяна Друзякина.
Однако Друзякин недолго проводил богослужения в Мироносицкой церкви, поскольку 4 апреля 1801 года полковник Чугуевского полка, который располагался в Харькове, обратился с просьбой в Харьковскую епархию. Он просил разрешения использовать церковь для совершения богослужений в ней полковым священником Василием Ставровским. Это было необходимо для религиозных потребностей вверенного ему полка.
Просьбу полковника удовлетворили, после чего 10 апреля 1801 года был выдан указ, согласно которому полковой священник получил право проводить богослужения в Мироносицкой церкви. Вместе с тем священник принял по описи все церковные предметы, за которые он должен был отвечать.
Но и Ставровский недолго проводил богослужения в этом храме, поскольку в 1802 году церковь во имя Жен Мироносиц стала приходской и к ней назначили причт. Это было обусловлено тем, что местным жителям приходилось далеко ходить в свои приходские храмы, а Мироносицкая церковь находилась очень близко. В итоге более 700 человек стали первыми прихожанами храма, согласившись содержать церковь в порядке и чистоте.
По штату при новом приходском храме положено было быть священнику, дьячку и пономарю. Первым приходским священником стал один из учителей Харьковского духовного коллегиума Трифон Копьев, который служил при храме на протяжении следующих 28 лет.
В 1806 году было принято решение построить каменную колокольню, поскольку деревянная стала ветхой. На протяжении нескольких лет собирались деньги на возведение новой колокольни. Сбор средств шел медленно, а число прихожан в эти годы росло, поскольку Харьков расширялся. Все это привело к тому, что Мироносицкая церковь стала тесной для прихода, в результате чего назрел вопрос о расширении всего храма. Поэтому в 1813 году из прихожан церкви создали комитет, которому и поручили заняться этим вопросом.
Затягивать не стали и 27 мая 1813 года в Харьковскую епархию было подано прошение о расширении Мироносицкой церкви. Планировалось устроить в ней два придела — с южной стороны во имя святителя Николая, а с северной в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К тому же при прошении представили план с фасадом на расширение храма.
В итоге 31 мая 1813 года необходимое разрешение было выдано, но храм решили переименовать в Тихвинскую церковь, а приделы устроить во имя святого Николая и святых Жен Мироносиц. Уже 8 июня 1813 года оба предела были заложены, после чего началась постройка.
Возведение шло медленно из-за недостатка средств. Поэтому строительство приделов было окончено только в 1819 году. Ширина всей церкви с приделами составляла 17,78 метров, а длина от старого иконостаса до западных наружных дверей — 27,02 метров. Весь храм покрыли листовым железом и покрасили зеленой краской.
31 октября 1819 года была подписана Храмозданная грамота, согласно которой Мироносицкая церковь была переименована. С тех пор и до 1841 года это уже была Тихвинская церковь. Тем не менее, в городе и приходе за ней оставалось прежнее название.
К этому времени число прихожан значительно возросло, а храм был уже трехпрестольным. Вдобавок богослужения совершались ежедневно. Поэтому 17 сентября 1820 года прихожане обратились с прошением о назначении к этой церкви еще одного причта. Их просьба не осталась без внимания, и через месяц храм стал двухклирным. Это означало, что при церкви положено быть двум священникам, одному диакону, двум дьячка и двум пономарям.
В июне 1826 года было принято решения о перестройке главного алтаря храма. План и фасад церкви, на которых обозначались предполагаемые достройки и поправки, разработал профессор Харьковского университета Евгений Васильев. Также на эту постройку составили смету в размере 12 255 рублей, которые были успешно собраны.
Несмотря на всю подготовку, утверждение проекта перестройки значительно затянулось. Все из-за того, что умер главный деятель перестройки — священник Трифон Копьев, а его приемник Михаил Кияновский не особо проявлял интерес к этому вопросу. К тому же ранее разработанный план и фасад храма требовали определенных дополнений.
Годы шли, а проект все никак не утверждали. Все это привело к тому, что Мироносицкая церковь из-за своей древней архитектуры стала не соответствовать недавно возведенным при ней приделам. Вдобавок ветхая крыша храма стала опасной и могла повлечь значительные повреждения всей церкви. Поэтому в 1833 году прихожане захотели полностью разобрать церковь и на ее месте построить уже новую, а не реконструировать лишь один главный алтарь.
Необходимый план по перестройке всего храма подали 26 января 1834 года. Новый настоятель церкви — священник Иаков Голяховский вместе с купцом Федором Соловьевым активно стали заниматься вопросом возведения нового храма. После трех лет различных согласований в июле 1837 года проект перестройки был утвержден, а в сентябре приступили к строительным работам.
Осенью 1837 года начали разбирать стены храма, а ранней весной 1838 года приступили непосредственно к строительству церкви, которое было завершено в черновом варианте в 1840 году. В этом же году священнослужители и попечители церкви выступили с идеей о переименовании главного Тихвинского престола в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Свое предложение они мотивировали отсутствием в трехпрестольной церкви престола, посвященного в честь Господа. К тому же во всем Харькове не было ни одного престола, посвященного празднику Воздвижения Креста Господня.
Вначале 1841 года стартовала внутренняя отделка храма, а в октябре постройку окончательно завершили. В общей сложности работы по перестройке храма обошлись в 20 000 рублей серебром. Освящение главного престола в честь Воздвижения Креста Господня состоялось 19 октября 1841 года, а церковь стала именоваться Крестовоздвиженской. Однако два оставшихся престола на протяжении еще нескольких лет не были завершены. Только в 1847 году был освящен престол во имя преподобного Сергия, а престол в честь Тихвинской иконы Божией Матери — лишь в 1856 году. Таким образом, храм стал пятипрестольным.
После 1856 года и вплоть до 1890 года в Крестовоздвиженской церкви не было каких-либо капитальных переустройств и изменений. За 34 года провели лишь ремонт, который был неизбежен. И все же с течением такого большого количества времени церковь становилась ветхой. Вдобавок количество прихожан росло, из-за чего храм становился тесным. Поэтому прихожане чувствовали, что церковь необходимо расширять. Однако для этого не было ни денег, ни человека, который взялся бы за расширение и благоустройство церкви.
И все же ответственный человек нашелся. В 1889 году церковным старостой избрали харьковского купца Лаврентия Соколова, благодаря которому начался сбор денег на реконструкцию храма. К началу 1890 года собрали 4 154 рубля, а план реконструкции составил архитектор и профессор Харьковского технологического института Михаил Ловцов.
В июне 1890 года под руководством опытного архитектора работы стартовали. Реконструкция продвигалась так быстро, что уже к ноябрю была фактически завершена. По ее итогам два престола были торжественно сожжены, вынуты две внутренние стены, толстые громоздкие колонны значительно утончены. Это позволило освободить достаточное количество места в храме для молящихся людей. Также были подняты своды церкви и арка, в результате чего храм стал выше. В то же время в храме устроили центральное отопление, а окна и двери значительно расширили.
Такие нововведения требовали дополнительных средств, поэтому вместо предполагаемого расхода в 5 000 рублей на реконструкцию потратили 12 000 рублей. Однако результат того стоил, так как по окончанию реконструкции церковь изменилась до неузнаваемости. Храма стал высоким, просторным, светлым и теплым.
После этой реконструкции харьковская церковь не подвергалась каким-либо серьезным изменениям. Лишь к концу 1905 года в храме устроили электрическое освещение, которое обошлось церкви в 900 рублей. К тому же в начале нового века архитектор Покровский составил проект перестройки колокольни 1819 года, которая за столько лет обветшала, а ее вид не соответствовал реконструированному храму. Поэтому на протяжении 1909-1911 годов возвели новую колокольню. Она стала второй по высоте в Харькове после Александровской колокольни Успенского собора.
Затем была Октябрьская революция и Крестовоздвиженскую церковь, как и многие другие храмы, ждала незавидная участь, поскольку партийные и государственные органы СССР активно поддерживали атеизм. После захвата власти большевиками храм некоторое время оставался открытым для прихожан. И все же 11 марта 1930 года церковь была взорвана коммунистами. Храм стал неугоден, поскольку на его месте хотели возвести здание «Театра массового музыкального действа». Большевики планировали грандиозное строение, которое бы в себе совместило цирк, кинотеатр и театр с залом на 4 000 человек. Однако столь масштабный проект так и не был осуществлен. В результате на этом месте построили троллейбусный парк, а после Второй мировой войны разбили сквер и установили знаменитую «Зеркальную струю».
Лишь в 2015 году на тот самом месте была возведена новая церковь во имя святых Жен-Мироносиц, но это уже совсем другой храм и история.
Ранее мы делали тест о том, что вы знаете о главных достижения знаменитых харьковчан. Пройти его вы можете здесь.
мироносицкая церковь история кладбище взорван