Звуки можно не только услышать, но и увидеть. Близко познакомившись с классической и симфонической музыкой, художница Яна Чеботова обнаружила, что музыка так же богата оттенками красок, как и изобразительное искусство, и сочетание этих двух миров будет очень точным. В галерее «Маэстро» открылся арт-проект Яны Чеботовой «Цветные путешествия по музыкальному миру».
Музыка оказалась такой же красочной, как и живопись
«Цветные путешествия по музыкальному миру» – это впечатления автора от ярких концертов и любимых музыкальных произведений. Яна Чеботова – не только профессиональный художник, но и психолог. Вероятно, это тоже помогло почувствовать особенную близость двух миров – музыки и красок.
– Я всегда испытывала большое влияние музыки на эмоции и чувства, но не связывала эти впечатления с моими профессиональными интересами – живописью, акварелью, графикой, – делится художник, доцент кафедры дизайна ХНПУ им. Г.С. Сковороды, арт-терапевт, кандидат психологических наук Яна Чеботова. – Идея создания этого арт-проекта связана, пожалуй, с занятиями моей дочери классическим вокалом. Меня поразила красота музыкального мира, от которого раньше я была довольно далека. С этого, пожалуй, и начались размышления: как через свое искусство передать эмоции, которые вызывает музыка. Мир звуков оказался таким же разнообразным, как и мир живописи. Я обнаружила в музыке такое же обилие стилей и подходов, как и в изобразительном искусстве. Это было для меня открытием. Я решила, что сочетание этих миров будет очень точным, позволит не только слушать музыку, но и представлять ее: погрузиться в музыкальное произведение, представить вибрации не только звуков, но и цветов.
Навеянные глубокой музыкой работы созданы акварельными и акриловыми красками.
– Акварель – мое внутреннее соответствие. Такая техника позволяет делать очень тонкие переходы, душевные вещи. При этом в определенной мере акварель непредсказуема: довольно велик элемент творческой случайности, и, возможно, мне это близко. Некоторые работы в проекте сделаны с приоритетом акварели, некоторые – с ее использованием, – рассказывает Яна Чеботова. – Второй материал – акрил. Как профессионал, я понимаю ценность акрила. Он сочетает свойства и масла, и акварели: акрилом можно писать объемными мазками, при этом он позволяет делать очень тонкие переходы.
Под «блатняк» лучше не рисовать
Художницу вдохновляет эмоциональная музыка, которая содержит разные краски.
– Больше всего меня цепляет мелодика, эмоциональный и ритмичный окрас: это дает напряжение цвета и тона, скорость ритма, – говорит Яна Чеботова. – Я считаю, что для музыкальной живописи лучше всего подходит классическая и симфоническая музыка. В них самая богатая палитра возможностей. Мне кажется, это самый интересный опыт. Я заметила: когда слушаешь музыку Бетховена и Моцарта, твои работы умнеют, усложняются по композиции, цвета становятся более гармоничными, сложными, их становится больше.
Отправной точкой арт-проекта стал Концерт №2 Сергея Рахманинова. Затем родились живописные впечатления от музыки Петра Чайковского, Фридерика Шопена, «Либертанго» Астора Пяьццолла, знаменитой неаполитанской песни «’O sole mio».
– В арт-проекте я использовала музыку разных композиторов – как мелодичных, так и странных, – говорит Яна Чеботова. – Мне было очень интересно. Например, меня поразила музыка чрезвычайно интересного современного композитора Валентина Сильвестрова. Для меня его музыка квадратная. Очень интересна музыка эстонского композитора с мировым именем Арво Пярта. Его Tabula Rasa похожа на медитативную музыку – погружение в какие-то миры.
А вот под блатной шансон лучше ничего не рисовать, считает Яна Чеботова.
Художница вносит в работу позитивные эмоции
Передача музыки в красках – не только музыкально-художественный, но и психологический многоэтапный процесс. У психолога Яны Чеботовой есть собственная технология развития воображения, которую она применила в арт-проекте как художник. Сначала Яна Чеботова слушает музыку и параллельно записывает собственные ассоциации. После выключает музыку и начинает работать с записями. Затем еще не раз возвращается к мелодии, чтобы уточнить впечатления, уловить мгновенные интуитивные ощущения, вносит в работу новые акценты, выключает музыку и делает паузы, чтобы освежить эмоции и внести в работу изменения.
Художница признается, что получает эмоциональное удовлетворение от всех своих работ, поэтому если настроение не располагает к творчеству, не заставляет себя.
– Как психолог, я понимаю, что напряжение и негативное состояние отразятся на моих работах, – отмечает Яна Чеботова. – Они могут быть выставлены в экспозиции выставки или человек разместит их дома. Эту ответственность я очень серьезно ощущаю и понимаю, что должна вложить в работу только позитивные эмоции.
Арт-проект Яны Чеботовой «Цветные путешествия по музыкальному миру» завершит работу 15 января.
О художнице
Яна Чеботова – автор более 20 международных проектов современного искусства, соавтор двух грантовых программ Украинского культурного фонда, участница более 40 выставок в пределах Украины.