Зачем Чапаев приходил к Василисе

137

Василиса – современная школьница. Она ведет видеоблог, ее заботит, что она не успела покрасить волосы в синий, прежде чем это сделала вся школа. Василиса ищет понимания у сверстников, родителей, но даже не пытается понять «доисторическую» школьную учительницу. Ее жизнь меняется, когда в сеть сливают видео: Василиса танцует на могиле погибших в парке Славы. В Харьковском государственном академическом драматическом театре имени Т.Г. Шевченко состоялась премьера недетской драмы с фарсом «Василиса, GO!».

Что происходит с нынешними подростками? Чего они хотят? Об этом – в интервью с режиссером-постановщиком спектакля, заслуженной артисткой Украины Оксаной Стеценко.
– Оксана Владимировна, почему вы взяли в работу такой тяжелый и неоднозначный материал? Чем он вас зацепил? Наверняка не всем зрителям изначально понятна главная героиня, которая отплясывает у постамента погибшим во Второй мировой войне.
– Цели были многовекторными. В театре появилась большая группа молодежи. В моем спектакле на сцене одновременно заняты 13 молодых исполнителей. Часть ребят первый год являются артистами театра, часть – студенты II–IV курсов Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского. Это хорошие активные ребята, и мне хотелось найти для них материал, чтобы они могли вместе поработать на сцене, чтобы им была понятна тема, которая поднимается в спектакле.
Пьеса тоже появилась неслучайно. Сейчас нужно поддерживать современных молодых драматургов. О пьесе Лены Лягушонковой «Чапаев и Василиса» я узнала от своих студентов. На II курсе мы делали этюды, отрывки, и ребята принесли мне пьесу, чтобы выяснить, можно ли подготовить отрывок из нее. Я взяла ее почитать, и пьеса очень легла мне на душу. Я поняла, что, наверное, настал тот час – все совпало: время, люди, место и, к сожалению, тема.
– Расскажите, о чем пьеса.
– Лена Лягушонкова написала ее в 2019 году, и я считаю, что с темой она очень угадала. К сожалению, это то, что происходит сейчас очень часто: одиночество детей, самоубийства подростков. В пьесе поднимается в основном вопрос буллинга. Мы не даем в спектакле ответа на вопрос, но об этом нужно говорить, и мы привлекаем внимание к проблеме.

– Что, на ваш взгляд, происходит сейчас с детьми?

– Подрастает другое поколение. Моя героиня Василиса говорит: «Мы – поколение Z. Мы даже школьную программу не читали». У них краткосрочная память, они не умеют читать большие тексты, информацию получают в «Тик-токах». Мы, поколение родителей, становимся зрителями. Мы наблюдаем сейчас переход нового поколения на другой уровень существования. Мы еще такими не были, а они уже такие.

С ними никто не разговаривает

– А что для вас поколение Z?
– Детям хочется понимания, совета, но дома с ними никто не разговаривает.
Основную часть воспитания должны давать близкие люди. По ребенку сразу видно, на чем он замешен, как образован. Не просто получает знания, а образован от слова «образ» – как он умеет мыслить. Брошенность детей очень сказывается. Эта проблема прослеживается и в пьесе.
Василису бросили. В школе ее ненавидит учительница, дома – родители. В пьесе прочерчивается эта большая проблема. Родители – люди совершенно другого поколения. Они не уделяют детям внимания, пропускают их запросы, не замечают их боли, не делятся с ними, не разговаривают. Родители живут своей жизнью, считая, что если они кормят, одевают и дают образование – это и есть воспитание.
– Проблема поколений вечна. Но как думаете, насколько изменились отношения отцов и детей со времен Тургенева?
– Безусловно, некие общие моменты поведения существуют во все времена: наверное, в обществе вырабатываются определенные законы. Вероятно, всегда поколения чего-то не понимали, в определенных семьях не всегда воспитывали. Но сейчас, наверное, происходит что-то особенное. Я не могу это до конца понять, потому что мы находимся в середине процесса. Нужно посмотреть на него со стороны.
Сейчас время технологий, этот процесс мы проживаем в первый раз и не знаем, что это и что из него вообще получится. Мы пока не знаем, как поступать, и я пока не могу вырабатывать штампы (в хорошем понимании – как определенные законы). Наверное, что-то выработается, и лет через десять мы будем иначе относиться и реагировать на определенные вещи. А пока «маємо те, що маємо».
– Вероятно, родителям в данной ситуации тоже можно посочувствовать? Что-то их оправдывает в ваших глазах?
– Поколение за сорок воспитано в другой формации. Это, собственно, и оправдывает. Потому что они сами боятся признаться, что не в состоянии встроиться в современную жизнь, не могут пользоваться всеми новыми гаджетами, перестроиться на какие-то новые темы, возможно, не понимают новую терминологию, и это их раздражает, из-за этого родители отдаляются.
Иногда понять что-то новое трудно, иногда и физически невозможно. Дети поэтому так и реагируют. Когда Василиса начинает дерзить, отец спрашивает: «Ну вот и за что ее любить?». Василиса отвечает: «А у меня клевые сохраненки», и родители не понимают, о чем она говорит, что эти слова означают. (Кстати, сохраненки – это фотографии или картинки, которые пользователи сохраняют у себя на странице в специальном альбоме. – Прим. ред.).
Родители и виноваты, и не виноваты. Это другой способ жизни, и для детей мы, конечно, инопланетяне. При этом родители не хотят понять, что детьми нужно заниматься и жить их жизнью.
– А в чем же тогда выход? Мамы и папы не станут в обычной жизни сплошь общаться на молодежном сленге. Родители вряд ли так круто, как молодежь, освоят навороченные гаджеты – хотя бы потому, что у старшего поколения уже другие приоритеты. Зато дети никогда не прочитают тысячи книг, которые прочитали их родители.
– Я хотела бы на все эти перестройки жизни поглядеть лет через десять. Посмотрим.

Мальчик из приличной семьи не хочет быть причесанным

– А за что Василису ненавидит учительница?
– Как-то знакомый сказал: «Мой сын перестал расти вверх. Он стал расти внутрь». Василиса тоже стала стремительно расти внутрь, а это не нравится педагогу. Потому что такая ученица выбивается из общей массы. Василиса, по мнению учительницы, дерзит, ведет себя не так, как этой тетке хотелось бы.
В пьесе поднимается проблема учителей, которые преподавали уроки истории еще предыдущим поколениям, да так и остались в старой формации. Неслучайно героиня пьесы говорит, что старая учительница истории с ее прической похожа на Трампа, что у нее будто бы белка на голове сдохла.
Учителя должны нести новые знания, а они все про партию да какие-то свои внутренние комплексы. В результате детям нечему у таких учителей учиться. Они не понимают, что такое современная история, не оценивают процессы, которые происходят в обществе. У подростков возникают равнодушие и жестокость по отношению друг к другу. Об этом идет речь в пьесе.
– А какие они – одноклассники Василисы?
– Это разные ребята. Работая над спектаклем, я специально написала для одноклассников Василисы микромонологи, из которых понятно: это не просто школьники. У каждого своя судьба и есть обстоятельства и ситуации, которые их формируют и определяют отношения с ровесниками. Кто-то жил с бабушкой, кто-то – с отчимом, кто-то нежелателен в семье, кого-то бросил отец и приезжает только по субботам – привозит конфеты, от которых у парня изжога.
Мальчик из внешне приличной семьи не хочет быть причесанным, делает татуировки, а родители его за это бьют. Все они не любят друг друга. В классе постоянное соперничество: кто-то лидер, кого-то обижают.

У Василисы появился иммунитет

– Расскажите о скандальном видео с Василисой: что все-таки случилось возле постамента Славы?
– У одноклассника Василисы был день рождения, и во время прогулки она бездумно, бессознательно, без злого умысла вместе с ровесниками станцевала на постаменте в парке Славы. В сеть выложили видео ее танца, пошла огласка в прессе.
На видео была показана только Василиса, и ее сразу стали отторгать, наезжать на нее, делать ее изгоем. Периодически Василиса тыкается то к маме, то к одноклассникам, но ее никто не понимает – только унижают. Поэтому она так остро на все реагирует.
– А вам во всем симпатична главная героиня?
– Да. Меня привлекает, что девочка действительно стала расти внутрь, и она выбивается на фоне одноклассников. У этого ребенка есть желание что-то понять самой, быть пытливой, образованной. Я могу только искренне ее пожалеть с такими родителями и школьными учителями.
Другое дело, как она заканчивает или не заканчивает свою жизнь. Ей все время хочется уйти из этой жизни, и периодически она совершает попытки. Думаю, у детей такое происходит неосознанно, возможно, спонтанно. Одной из причин становится подростковая категоричность.
К сожалению, детям кажется, что это выход. Василисе снятся странные сны: разговор с Чапаевым около его памятника на кладбище. Ей снится, что учительница истории ее унижает и устраивает допрос в школе. В реальности учительница никогда не подняла бы на Василису руку, но Василисе этого хочется подсознательно: дети всегда очень болезненно реагируют на ситуации и отношения.
– Как думаете, что ждет растущую внутрь Василису в будущем?
– Мы даем в спектакле определенную надежду, что эта девочка станет человеком с большой буквы. Потому что нужно, чтобы среди нашего чертополоха и социального мусора проблем вырастали воспитанные, умные люди, которые сделали себя сами.
Думаю, что Василиса получила хороший урок, и у нее появился иммунитет. Мне кажется, что она будет и хорошей мамой, потому что не позволит так вести себя с детьми, как родители поступают сейчас с ней.

Молодые, гибкие и еще не ленивые

– Как вы определяли исполнительниц главной роли? Трудным ли был поиск подходящей актрисы?
– Признаюсь, у меня не было больших терзаний. На этот раз исполнительницу роли я не искала. Героини спектакля сами по себе прекрасным образом появились до меня.
Исполнительницами роли Василисы стали студентка актерского факультета Харьковской государственной академии культуры Татьяна Ступка и студентка Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского Диана Комисаренко. Роль Василисы легла на них сразу. Когда нравится материал, тогда все случается и появляются люди, с которыми хочется это осуществить.
В спектакле заняты и артисты, которые сыграли не в одном моем спектакле. Например, Майя Струнникова, Роман Жиров, Татьяна Петровская. Они всегда рядом, всегда помогут. На них очень здорово легли в спектакле роли отца, матери, учительницы.
Наша труппа многое может. Я счастлива, что у нас в коллективе есть молодые люди, которые играют у меня на сцене. Они все молодцы. Здоровая энергия, университетская подготовка. Они еще не ленивые, молодые, гибкие, красивые. Так что все у них замечательно.
– Насколько разными получились Василисы?
– В любом случае у разных исполнителей получаются разные образы. Девчонки, играющие Василису, – разные: по фактуре, внутренней подвижности, энергетически. Но в пьесе образ Василисы выписан достаточно прилично, поэтому с каждой исполнительницей надо было работать, чтобы найти те черты, которые проявит именно эта актриса.
Мне кажется, что для стартплощадки у обеих исполнительниц получились очень пристойные работы. И у одной, и у другой Василисы вышли яркие. Я очень люблю работать с артистами, а когда они гибкие, молодые, с головой на плечах, с желанием – у них все получается, как и у всей команды, которая вместе со мной работает в спектакле и обеспечивает его техническую сторону.
– Студенты вашего актерского курса тоже задействованы в спектакле?
– Энергия решает на сцене все. Мне показалось, что трое моих ребят могут четко создать энергетический рисунок и сыграть одноклассников Василисы. Один студент играет Чапаева.
– А какую, собственно, миссию несет в спектакле Чапаев?
– Чапаев становится ангелом-хранителем Василисы. Когда девочка пыталась покончить жизнь самоубийством и отравилась таблетками, ей приснилось, что она общается с Чапаевым, на могиле которого якобы танцевала. Чапаев интересуется, не она ли плясала у него на костях. Василиса просит прощения и обещает никогда больше не танцевать. Чапаев отвечает: «Почему? Ты же не специально. Ты танцевала от непонимания – вам не объяснили, что так нельзя. А в жизни танцевать надо».
Происходит финальный танец Василисы с Чапаевым, который в работе над спектаклем я образно назвала «танго смерти». Девочка хочет танцевать еще, но Чапаев предупреждает: «Тебе больше нельзя». В следующий момент Василису спасают.

Предыдущая статьяВ Индустриальном районе Харькова временно отключат воду, — АДРЕСА
Следующая статьяВладельцы электромобилей в Европе ездят больше, чем собственники авто с ДВС — исследование